Маячок в жизни

На стене проходной Лысковского филиала ООО «Арзамасское ПО «Автопровод» установлен звуковой сигнал – прерывающийся, не очень громкий. Он называется маячок. На него, как на заводской гудок, устремляются по утрам работники, в том числе лишенные зрения, и есть в этом что-то трогательное. К тому же для них рядом с дорожкой установлены трубы на опорах, называемые путеводителями, и по ним слегка ударяют они тросточками, тем самым узнавая, куда идти.

На территории предприятия рабочих встречает второй маячок – у склада, затем третий – у входа в производственный корпус. А там по центру на каждом этаже – широкие резиновые дорожки, на которых никогда не разрешается ни оставлять какую-то технику, ни ставить ящики с продукцией. Дорожки – только для того, чтобы людям с ограниченными возможностями было легко ориентироваться. В коллективе филиала, состоящем из 212 человек, который занимается изготовлением жгутов проводов автотракторного электрооборудования, 117 имеют инвалидность, в том числе 75 – по зрению. Несколько человек не видят совсем…
То, что для предприятия, его руководства (директором вот уже почти 20 лет является Александр Громов) одной из первостепенных задач является профессиональная реабилитация, видно и по другим приметам. Здесь очень много внимания уделяется специальной подготовке рабочих мест. Механизмы нарезки проводов, сборочные стенды, штамповое оборудование – да мало ли чего – все приспосаблено для слабовидящих и незрячих. Для них все вымеряется, устанавливается по специальным схемам. Необходимое для той или иной операции – всегда под рукой. В цехах рядом с резиновыми дорожками на стенах есть кнопки вызова обслуживающего персонала. Закончился материал или рабочий выполнил задание – он нажимает на такую кнопку. Получив по пейджеру сигнал, к нему спешит распределитель работ, а если что-то в выполнении задания не ладится, то приходит мастер или даже начальник цеха. Его, кстати, зовут Алексей Юренков. Несмотря на молодость, умеет сочетать доброту к людям с требовательностью.
В планах руководства особой строкой стоит улучшение условий труда подчиненных. Особенно удался в этом плане нынешний год. Шутка ли – на всех трех этажах производственного корпуса сменили старые окна на пластиковые! К тому же на участках каждый год делают текущий ремонт, летом здесь работают кондиционеры.
На первом этаже корпуса – столовая. Если где-то в районе кроме «Автопровода» на предприятиях сохранились настоящие столовые – сообщите, мы о них не слышали. Особенно о такой. Кормят здесь не только вкусно и разнообразно, но и очень дешево.
Сколько всего делается на филиале в плане отдыха рабочих, проведения ими свободного времени – отдельная тема. А есть ли здесь производственные успехи?
Без электрожгутов из проводов немыслим выпуск ни одного автомобиля или трактора. Все электрооборудование в них жгутами связывается: лампы, фары, реле, стартеры и т.д. Сейчас жгуты лысковчан идут на старые и новые «ПАЗы», в том числе школьные – на Павловский автобусныйзавод, грузовики «Газель-Бизнес», Газель-Некст» – на ГАЗ. Ликинский завод Московской области получает от наших земляков жгуты для комплектации нового «ЛиАЗа». (Этот автобус, кстати, производится на базе комплектующих, создаваемых известной зарубежной фирмой «Континенталь»).
– Предприятие ожило после кризиса в автомобильной промышленности конца первого десятилетия нового века, – информирует главный инженер Александр Шикин. – Объемы производства восстанавливались постепенно, но у нас – своя ниша, и это помогло. Численность работников снова увеличилась, а в 2008 году она доходила до 160 человек.
– Стал расти объем производства, - вступает в разговор начальник экономического бюро Ангелина Фоминых. – За 9 месяцев этого года цифра роста составила 16 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 5 процентов увеличилась средняя зарплата. Сократилось время простоев, увеличилось количество принятых на работу людей с ограниченными возможностями по здоровью, а это для нас – очень важные показатели.
За счет чего улучшаются результаты? Главный инженер ведет по цехам, и многое становится ясно. Показывает новую ультразвуковую сварку для электропроводов (установлена вместо обжима проводов скобами). Ультразвук дал исключение одного материала, а значит, экономию, выгоду. За последние 5–6 лет значительно обновилось штамповое оборудование, появилось даже итальянское фирмы «Mekal», что увеличило производительность штамповщиков. Приобретена пневматическая машина для снятия изоляции с проводов, эта операция стала выполняться быстрее и качественнее. Всех изменений в производстве за последние годы не перечислить!
Во внедрении современных технологий, модернизации есть, увы, и минусы для незрячих. Иные операции они выполнять не могут, их передают другим. Но не зря предприятие является социально ориентированным: здесь находят для людей другие рабочие места.
Писать о людях, наверное, тоже надо отдельно. О них Александр Шикин, Ангелина Фоминых, инженер по реабилитации Ирина Коломина рассказывали немало. А среди них есть просто необыкновенные. Например, имеющий инвалидность 1-й группы по зрению Александр Мусин не только хороший работник. Он так освоил компьютер, что учит пользоваться им зрячих!
С Александром мы познакомились на участке свивки проводов. А на другом свивает их и обматывает жгутами его жена Ирина. У супругов – трое детей. Их знакомство происходило не только на работе, но и в общежитии филиала, в котором обоим когда-то дали комнаты. В цехах и общежитии, существующем до сих пор, нашли друг друга Алексей и Оксана Петровы, Дмитрий и Елена Рыбакины, Татьяна и Иван Волгапкины и другие… Кстати, для своих работников филиал, а до него УПП ВОС, построил не один многоквартирный дом, это входило в заботу о них, хотя в новые времена люди стали покупать квартиры уже за свой счет.
…Едешь утром на автобусе, выходишь у филиала «Автопровода» и слышишь знакомое пиликание. На него тянутся люди с тросточками: кто с кем-то под ручку, кто – по одному. Привычно идут за зов маячка, не падают. И этот «навигационный знак» будто олицетворяет все предприятие, ставшее действительно маячком в жизни его работников.

Галина ТЮЛИНА
Фото автора

Поделитесь статьей если она была Вам интересной:

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS