JA Playmag - шаблон joomla Продвижение

Волшебство в руках

Наша землячка, Анастасия Береснева,  уже 10 лет служит в Кстовском театре кукол

 

Сказочное, откуда-то родом из детства, слово «кукольник» имеет два значения. Им называют и людей, создающих «актёров» для театра кукол, и артистов, управляющих самими куклами. 

 

- Все мы родом из детства. Могу предположить, что увлечение театром началось ещё в детские годы. Это правда?

 - Увлечений в школьные годы у меня было много. Несмотря на способности к учёбе, хорошие и отличные оценки, я никогда не была, что называется, «заучкой», мне всё давалось как-то само собой. Благодаря этому, у меня было много свободного времени на увлечения. Я танцевала, успешно занималась баскетболом (да, да, несмотря на небольшой рост) и волейболом в школе, писала стихи, вообще любила выражать мысли на бумаге, училась играть на гитаре, с удовольствием занималась в художественной школе. И это далеко не всё. При этом никогда не хваталась за что-то временно, а окуналась в новое с головой и надолго, если не насовсем. Союзником во всех моих увлечениях всегда была сестра Юлия. Вместе с ней мы всё детство показывали родителям спектакли с куклами. Сами придумывали «пьесу», изготавливали наших артистов, подбирали музыку, репетировали. Инициатором этих постановок была я.

- Когда же пришло решение стать актрисой?

- Это случилось, когда я училась в 9 классе. Многие сверстники готовились поступать на экономистов, юристов и т.д. А я не представляла себя ни в одной из этих профессий. Мне хотелось заниматься тем, что интересно, развивать свои способности, творческие стремления. Я даже не смогла дождаться перехода в 10 класс! Мы с сестрой начали узнавать, в какое же интересное учебное заведение поступить? Юля остановила свой выбор на художественном училище. Поначалу хотела поступать туда и я. А потом представила: часами сидеть или стоять… Нет, не моё. А как же движение, танец, вокал, пластическое выражение художественной мысли? И буквально случайно узнала о театральном училище им Е. А. Евстигнеева. И все решилось. Или актёрская профессия или ничего! Но набор был только на отделение «актёр театра кукол», что меня слегка удивило, но не остановило. А потом так затянуло, что уже не променяла бы выбранное на исключительно драматическое искусство. Я очень благодарна родителям, которые никогда не ограничивали мой выбор и поддерживали во всех начинаниях.

 

- Что же затянуло?

- Учёба в этом удивительном месте – это тема для отдельного разговора.  Скажу только, что у меня были педагоги высочайшего уровня -  Рузанна Вандиковна Бунатян (она сыграла особую роль в моём профессиональном становлении), Сергей Николаевич Балыков, Валерий Евстафьевич Долинин и другие. И учиться было безумно интересно и сложно одновременно. В плане выносливости ­ и психологической, и физической. Но главное, что меня поразило, это работа актёра с куклой. Это не передать словами. Это чудо, космос, восторг, сказка!

- Бытует стереотип о том, что дело актёра-кукольника — дергать за ниточки марионеток и выдавать заученный текст. Что отличает актера театра кукол от коллег?
- Ты и режиссёр своей роли (видишь куклу со стороны), и при этом сам же её ведёшь. Обладая всеми знаниями и умениями драматического актёра, актёр театра кукол должен обладать ещё и, так сказать, ремеслом другого характера. Это большой физический труд, длительное оттачивание мастерства, огромная выносливость, а также умение чувствовать материальное, предмет, неживое для создания живых художественных образов, для вдыхания жизни в персонажей. Главный инструмент кукольника - кукла. Сложный, требующий точности, тонкости, выдержки, постоянного самосовершенствования, огромной работы над собой процесс. Добавьте к этому большую нагрузку на руки, особенно кисти, это постоянная работа – через боль, травмы, профессиональные заболевания. Но, когда ты начинаешь действительно чувствовать свой инструмент, это такое колоссальное удовольствие, радость, что уже невозможно остановиться.

Работа в театре кукол предполагает умение слаженно (в техническом плане) работать в команде, ведь в спектаклях театра кукол актёры не только играют свою роль, они ещё и активно помогают коллегам. Одну куклу могут вести сразу несколько актёров. Они работают и с реквизитом, и с декорациями, и со всевозможными «спецэффектами» - звуковыми, световыми. Актёру-кукольнику очень часто приходится работать практически в полной темноте – на нашем языке - в «чёрном кабинете». А это невозможно без «чувства локтя», технического и эмоционального, альянса труппы.

 

- Когда пришло понимание всей глубины выбранной профессии? 

- Понимать свою профессию и по-настоящему ей овладевать я начала только в Кстовском театре кукол, где работаю уже 10 лет, являюсь одной из ведущих актрис. Я, например, как и многие кукольники (по моим наблюдениям), достаточно скромный, внешне немного закрытый, сдержанный человек, но когда играю в спектакле, веду свою куклу, чувствую полную свободу самовыражения, несмотря на то, что играю определённую роль. Может, поэтому, мне не совсем близко исключительно драматическое искусство. С куклой ты слегка отстранён, это открывает огромные возможности для обогащения роли. Не ты в центре внимания, но ты это создаёшь. Необъяснимое чувство глубины, даже мистики, волшебства. В нашем театре много спектаклей для взрослых, и мы стремится увеличивать их количество, а также качество, конечно. Зрители сначала удивлялись: «Взрослые спектакли в театре кукол?" Но потом полюбили и с удовольствием приходят. За что им спасибо, без зрителя театра нет!

- Есть ли в театре любимый спектакль?  

- Я люблю все свои роли и вкладываюсь в каждую из них. Но наиболее интересна для меня работа с тростевой куклой. Что касается спектаклей: мне важно, чтобы в нём была проблема, близкая и понятная зрителю, конфликт, живое общение, возможность развития роли. «Новаторские», экспериментальные спектакли, где зачастую форма превалирует над содержанием, - это, конечно, замечательно, интересно, новый опыт. Они должны быть, тем более в театре кукол, где столько художественных возможностей. Но нельзя забывать, что зритель хочет увидеть судьбу персонажа, сопереживать ему.

 - А любимая кукла? Какая из кукол самая сложная?
- К сожалению, я не работала со струнной марионеткой (её не было в программе обучения). Из тех же кукол, с которыми мне приходится работать, самая сложная и вместе с тем самая интересная – верховая – тростевая – кукла.  А так, думаю, это две наиболее сложные системы кукол.

- Любая профессия меняет то, как человек видит мир. Как вас изменила ваша?

- Не думаю, что профессия меняет видение мира человека. А вот то, что у человека творческой профессии, в частности актёра, есть уникальная возможность вложить в свои роли частичку своих взглядов и мировосприятия, а также, что особенно уникально, попробовать почувствовать и понять взгляд на мир и мотивы поступков других людей через свои роли в театре и кино, это да. И это, наверно, одна из самых удивительных и захватывающих особенностей профессии актёра театра кукол.
А если глобально, то профессия актёра - это его жизнь, ну или значительная часть жизни, а не просто работа. С этой точки зрения, профессия актёра меняет его восприятие мира, а скорее своей жизни, своего мира. Так как работа не мыслится, как что-то отдельное, как что-то неизбежное и обязательное, порой скучное и монотонное. В этом счастье и цельность актёрского «бытия».

 

- Анастасия, как Вы думаете, у театра кукол есть будущее?

- Надеюсь, что в России театры кукол будут жить, их будет любить и понимать зритель, а также поддерживать государство. Работаем мы много, ездим на гастроли и фестивали, приглашаем режиссёров из крупных городов. И, конечно же, приглашаем лысковчан в наш театр. Приезжайте, как только будут сняты все ограничения. Приглашайте нас к себе на гастроли, мы с удовольствием приедем. В репертуаре театра обязательно найдётся спектакль, который будет вам по душе, и, быть может, вы тоже полюбите театр кукол по - настоящему! 

Беседовала Светлана ПАНАСЕНКО

фото из архива Анастасии Бересневой

 

Поделитесь статьей если она была Вам интересной:

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS