JA Playmag - шаблон joomla Продвижение

Когда внутри вечный двигатель

В редакцию к нам часто обращаются читатели с просьбой написать о ком-нибудь. Так и в этот раз раздался звонок по телефону от председателя районного общества инвалидов Евгения Афонина: «В нашу организацию записался очень интересный человек, он только недавно стал жителем Лыскова».

– Как с ним можно связаться, у вас есть его координаты?
– Да вот он передо мной сидит, общаемся, – ответил Евгений Иванович и передал трубку гостю.
Так мы и познакомились с Олегом Тимофеевым. Инженер-конструктор, капитан-лейтенант в отставке многие годы отдал атомной энергетике, работая на секретном предприятии, заводе имени Африкантова, где никому и даже членам семьи не полагалось знать, чем занимаются их родственники.
Стало очень интересно ­узнать из первых уст, как складывался его путь в профессию, о работе в «Рос­атоме» и рассказать об этом удивительном человеке читателям. Поэтому мы условились с Олегом Александровичем о встрече в редакции.
В назначенный час я поджидала гостя. Когда вошёл, заметно прихрамывая, невысокий пожилой мужчина с палочкой и представился, мне подумалось, что такой совершенно простой с виду человек мог бы, наверное, работать где угодно. А тут, подумать только, полвека в атомной энергетике, инженер-конструктор. Это же в конце концов изобретатель «вечного» двигателя.
Мы разговорились. С первых минут стало понятно, что передо мной сидит необычный человек. Атомная энергетика стала делом всей его жизни. Инженер-конструктор-испытатель – эта триада определила его судьбу. Он проектировал и конструировал изделия, контролировал физпуск реакторных установок на глубине, будучи командиром группы дистанционного управления атомной подводной лодки.
Хотя, если б не воля случая, его жизнь могла бы сложиться совсем по-другому.

Мечта изменила вектор

С детства Олег, мальчишка из маленького села Вологодской области, мечтал стать лётчиком, или, покоряя моря и океаны, быть на большом корабле капитаном дальнего плавания. Окончив школу с золотой медалью, он отправился в столицу на встречу к своей мечте. Тогда перед медалистами были открыты все двери вузов. Он имел право на поступление в любое высшее учебное заведение без экзаменов. Обойдя ряд институтов в Москве, оказался перед трудным выбором: в некоторые не проходил по здоровью, в другие сам не хотел поступать. У юноши была травма позвоночника. Это случилось во время соревнований. Когда он, мастер спорта, участвовал в велогонке, его сбил соперник. Неожиданно коллеги по спортивному цеху знаменитые нижегородские велогонщики пригласили Олега в г. Горький и даже купили билет на поезд. От мечты молодой человек не отказался, однако пришлось изменить её вектор. Так он оказался в политехническом институте, поступив на кораблестроительный факультет.
Олег Тимофеев сразу зарекомендовал себя талантливым и успешным студентом, активистом, руководил комсомольской организацией. За время учёбы успел побывать на целине, когда студентов направляли на прорыв. О том периоде у него много воспоминаний, но, к сожалению, не столь героических и восторженных, как об этом писали в газетах. Жили и работали во время двухмесячной командировки трудно, было немало издержек.

«Ни в какую
Польшу
не поедешь!»

Когда Олег Тимофеев окончил институт, шёл как лучший студент вторым по распределению. Первый выпускник попал в Японию, а ему предстояло начать трудовую биографию в Польше на Гданьском судостроительном заводе. Уже заказали загранпаспорт, и молодой конструктор был уверен, что отправится туда после отпуска.
– За меня хлопотал профессор Игорь Африкантов, главный конструктор ОГК машзавода, который преподавал в политехе, – вспоминает Олег Александрович. – Он заявил: «Забираю тебя к себе на машзавод, и ни в какую Польшу ты не поедешь!».
Так и началась трудовая биография Олега Тимофеева длиною в полвека, его движение вверх от инженера-конструктора машзавода до начальника конструкторского бюро и главного инженера научно-исследовательского испытательного комплекса.
И хотя он начал работу дипломированным специалистом, к тому же до этого год преддипломной практики провёл на заводе, всё равно знаний по ядерной физике не хватало. Пришлось поступить на физтех политехнического института. Также было необходимо и знание военного дела, приходилось ездить на флот, где были задействованы разработки ОКБМ. Два года проучился на высших военно-морских офицерских курсах в Эстонии.
Кроме науки Олег Александрович всегда был в гуще общественных дел. Так, его избирали секретарём парткома, был он и председателем ревизионной комиссии Московского райкома партии. По партийной линии ему приходилось присутствовать на встречах, делегации на которых возглавляли руководители из ЦК.
За время его работы коллектив ОКБМ внедрил немало крупных проектов. Атомоход «Ленин» был уже построен, и учёные трудились над его модернизацией. Более мощные и усовершенствованные ледоколы «Сибирь» и «Арктика», ещё ряд современных атомоходов, подводные лодки. АСТ-500 – самый значимый проект под Кстовом, однако ему так и не суждено было осуществиться. Были проведены испытания, готовился физпуск реактора. Но началась перестройка, и проект закрыли.

Взрыв на танкере

Конечно, о многом, о том, какими проектами занимался Олег Тимофеев, нельзя рассказывать. Некоторые данные до сих пор засекречены. Но всё-таки в беседе он поделился со мной несколькими историями. Например, такой, как по воле случая оказался очевидцем трагедии на Сормовской нефтебазе. Об этом только спустя многие годы написали газеты. 1 августа 1977 года произошло возгорание на танкере «ТН-602», который стоял под разгрузкой. В ёмкостях был этилированный бензин А-76. Примерно через час благодаря большому количеству специализированной техники пожар удалось локализовать. Но вдруг прогремел взрыв. Танкер был разорван на­двое, кормовая часть затонула. При взрыве погибли 33 человека. Люди тонули в воде, другие получили жуткие ожоги. Их бросились спасать. Олег заметил, что один из пострадавших пошёл ко дну, и тогда он, не раздеваясь, нырнул за ним и вытащил на берег. Надо сказать, справиться помогла отличная физическая форма. Олег Тимофеев был хорошо натренированным. Велогонки, дайвинг, моржевание – любимые виды спорта. Ими он занимался всё свободное время.
Вскоре после случившегося Олега Тимофеева представили к награде. Приказ подписал заместитель министра обороны генерал армии Алтунин.
Жить просто –
не про него

Не так много в нашей жизни людей, по-настоящему преданных своей профессии, досконально знающих её, добросовестно, на износ работающих на результат.
– Я трижды уходил на пенсию из ОКБМ, – смеётся Олег Александрович. – Когда мне исполнилось 60, я продолжал работать. Окончательно ушёл в 2010 году.
У ветерана атомной промышленности есть награды – медаль «За трудовое отличие» и знак «Отличник гражданской обороны СССР», которым он особенно гордится и признаёт, что немало сделал для гражданской обороны.
Правда, оставив науку, Олег Александрович не смог усидеть долго без работы и спустя немного времени устроился в баню, где трудился ещё 4 года. Искренне признаётся, что очень любил новую работу и также отдавался этому занятию всей душой.
Уже 32 года он идёт по жизни вместе с женой лысковчанкой Фаиной Ивановной. Прошлой осенью приехали в Лысково на её родину.
Олег Александрович не жалеет, что пришлось уехать из большого города. Здесь жизнь на пенсии даже интереснее, люди хорошие. Есть небольшой участок, на котором он любит покопаться. И без общественной работы не сидится, сходил в районный совет ветеранов, заглянул в общество инвалидов, познакомился с руководителями, попросил какую-нибудь нагрузку. Недаром коллеги, поздравляя ветерана с юбилеем, отметили его главные качества человека-созидателя, потому что «жить просто не для вашего непоседливого характера, не для вашей души».

Татьяна КУРАКОВА
Фото из семейного архива Тимофеевых

 

Поделитесь статьей если она была Вам интересной:

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS