JA Playmag - шаблон joomla Продвижение

Байконур – далёкий и близкий

Для всей планеты космодром Байконур – это символ передовых достижений космонавтики. В них – труд сотен тысяч людей: строителей, рабочих, солдат, офицеров, инженеров, конструкторов, обеспечивающего персонала. В общей сложности за 50 лет существования космодрома было запущено более 1500 космических аппаратов. Многих из тех, кто прошёл непростую школу Байконура, жизнь разбросала по всей России, но там, на космодроме, они навсегда оставили часть своего сердца.

Среди них был и наш земляк – подполковник запаса Александр Пьянов. В его школьные годы мальчишки и не думали становиться бизнесменами, банкирами, менеджерами, но зато мечтали стать космонавтами. Ведь в 80-е годы прошлого века многодневные полёты в космос стали вполне привычным делом. Выпускник средней школы №2 выбрал профессию военного и в 1988 году после окончания Харьковского высшего военно-командного инженерного училища был направлен на космодром Байконур. Во время учёбы Александр готовился к службе в ракетных войсках стратегического назначения, а пришлось осваивать несвойственную должность инженера-испытателя в войсковой части №01678 на космодроме в Казахстане. Вскоре служба в воздушно-космических войсках по-настоящему увлекла его, открыв много нового, неизведанного. Целых 18 лет он работал на различных должностях, уволился подполковником запаса с должности заместителя начальника группы режима секретности.
К тому времени, когда к месту службы на космодром прибыл Александр Рафаилович, множество экипажей отправились в космическое пространство с Байконура. А молодой лейтенант Пьянов стал свидетелем запуска многоразовой ракетно-космической транспортной системы «Энергия» и почти всех запускаемых с обслуживаемой площадки ракет.
Прошу Александра Рафаиловича поделиться впечатлениями о службе на Байконуре. Как человек военный он предельно лаконично описал обстановку на космодроме, город, где жили строители и военнослужащие. На железнодорожной линии «Оренбург–Ташкент» есть станция Тюратам, куда прибывали грузы. В 30 километрах от космодрома – город Ленинск (первоначальное название Байконура), где жили все военно­служащие и испытатели, которые участвовали в работе по подготовке и запуску ракет космического назначения. Космодром состоял из испытательных площадок, на каждой из которых – свой вид ракет. Одна из этих площадок – №2, так называемый «Гагаринский старт», с которого производились все пилотируемые запуски космических аппаратов.
– С 1992 года, когда я был переведён в службу режима секретности, участвовал практически во всех запусках, – рассказывает Александр Рафаилович. – Осуществлял контроль за режимом секретности испытательных работ и допуска на технические комплексы. Потом, когда началась программа по запуску коммерческих спутников, стали приезжать на космодром всевозможные иностранные делегации, необходимо было сопровождать и контролировать их работу.
Космодром Байконур при ближайшем рассмотрении напоминает скорее ровную строительную площадку, воинскую часть, даже автобазу. Этот район для стартов ракет благоприятен – более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Но для людей климат неподходящий. Летом жара до 45 градусов, песчаные суховеи, зимой – мороз до -400 и снежные бураны.
Все космические экипажи из центра подготовки космонавтов (г.Звёздный Московской области) прилетали на аэродром Крайний на двух самолётах (в одном – основной экипаж, в другом – запасной). В городе Байконур была гостиница «Космонавт». Там экипажи проходили непосредственно предполётную подготовку, проводилась конференция перед запуском. Там располагались большая зелёная зона, аллея космонавтов, где каждое деревцо подписано: кто, когда посадил. Непосредственно из гостиницы экипаж отправлялся на автобусах на «Гагаринский старт».
Для просмотра запуска ракет на площадках были оборудованы наблюдательные пункты на без­опасном расстоянии. На них прибывали официальные делегации, здесь же располагалась часть боевого расчёта, основной боевой расчёт находился непосредственно в бункере на самой стартовой площадке.
– Запуск ракеты – зрелище впечатляющее, – вспоминает Александр. – На словах не передать. Это надо видеть. От ракеты отойдут фермы обслуживания, покажется лёгкий дымок, затем треск, клубы огня, гул, шум... И «Поехали!».
Выведение космического корабля на орбиту занимает менее 10 минут. В конце 80-х – начале 90-х годов было очень много запусков. При вывозе одной ракеты на стартовый стол боевой расчёт собирался и транспортировал сразу же другую ракету. Потом в силу сложившейся обстановки в стране количество запусков сократилось. В итоге пришли к двухразовому запуску пилотируемых ракет: один – в апреле, второй – осенью.
Солдаты срочной службы призывались на космодром до начала 90-х годов. Они занимались обслуживанием ракетно-космической техники. Несли дежурства. Но при распаде СССР Байконур оказался за границей, и призыв туда был прекращён. В конце 90-х военнослужащих срочной службы там не стало.
В 2007 году подполковник Пьянов уволился в запас и вернулся на родину с семьёй. Сейчас он работает главным инженером ФОКа «Олимп».

Татьяна КУРАКОВА
Фото из архива
Александра Пьянова

 

Справка. Эксплуатация космодрома началась в 1957 году, именно тогда и произошёл запуск первой межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». В 1960 году был запущен легендарный «Спутник-5», на борту которого располагались две собаки – Белка и Стрелка. Совершив 17 витков вокруг Земли, корабль успешно приземлился в заданном районе, а сами собаки при этом остались живы. Космическая эра стремительно развивалась. 12 апреля 1961 года было принято решение отправить в космос человека, которым оказался Юрий Гагарин – первый, кому удалось достичь околоземной орбиты.

 

Поделитесь статьей если она была Вам интересной:

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS