JA Playmag - шаблон joomla Продвижение

И большая тайга покоряется нам

Это строчка из песни о БАМе (Байкало-Амурской магистрали) – масштабной стройке прошлого века в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которая была необходима СССР как составная часть комплексного проекта по освоению природных богатств этого края. Там, где планировалось построить железную дорогу в несколько тысяч километров, хотели возвести 9 промышленных гигантов по освоению месторождений угля, меди, полиметаллов. В 1974 году БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Через три года сдали линию БАМ – Тында, в 1979-м –Тында–Беркакит. Эти названия тогда были у всех на слуху.

Основная часть железной дороги возводилась с 1972 по 1984 годы. В завершение этого ударного периода довелось стать «бамовцем» и нашему земляку, комсомольцу, уроженцу с. Петровка Владимиру Богатову – ныне начальнику группы насосной станции ГФУ по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области.
– Меня в 1982 году призвали в ряды Советской Армии. Посадили новобранцев на самолёт, и только в нём мы узнали, что едем на БАМ, – рассказывает он. – Попал в железнодорожные войска, батальон связи. Сначала, как водится, была учебка, а потом началась служба в мостовом батальоне, который дислоцировался на станции Сулук в Хабаровском крае.
– Одни строители со всей страны тянули нитку железной дороги, возводили рядом с новыми станциями инфраструктуру, а мы, солдаты, занимались мостами, – продолжает Владимир. – Готовили фундаменты для свай, забивали их, устраняли разные неполадки, а если сказать в целом – выполняли неквалифицированную, но очень необходимую работу. К слову: железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке пересекла 11 рек, и там было сооружено 2230 больших и малых мостов.
– Физически было очень тяжело? – спрашиваю «бамовца».
– Работали не без техники, например, использовали механические молоты на базе тракторов. К тому же в молодости всё по плечу, – отвечает. – А ещё помогало то, что меня папа Александр Алексеевич и мама Антонина Анатольевна приучили к труду с самого раннего детства. (Отец умер, а мама, к счастью, жива).
…Военнослужащие жили в казармах на 80 человек. Пищу готовили в полевых кухнях, в котлах.
– Но всё было вкусно, калорийно, – констатирует Владимир. – Едой и вообще обслуживанием занимался хозвзвод, а те, кто выезжал на мосты, варили себе сами. При выездах ночевали в палатках. Летом была замечательная добавка из грибов и ягод, а Хабаровский край богат на голубику, чернику, жимолость, бруснику. Довелось в изобилии поесть кеты. Рыбу заготавливала не только специальная рота, ловили на мелководье все, кто хотел, и отдавали для общего котла или на засол.
Резко континентальный климат, когда температура ночами сильно падала, изматывал поначалу, потом появилась привычка. А дорога шла вперёд… Владимир видел, когда на одном из участков прошёл первый поезд.
Что ещё запомнилось ему из службы на БАМе? Во время учебки повредил ногу, когда был марш-бросок, и товарищи помогли прибыть к месту назначения. Раз, когда солдаты на природе в перерыве между работой пили чай, из тайги спокойно вышел бурый медведь. Они, покидав стаканы, бросились врассыпную, а мишка, посмотрев удивлённо им вслед, развернулся и пошёл по своим делам.
…Два года службы пролетели незаметно. Солдаты вернулись домой. Но дорогу от Байкала до Амура продолжали прокладывать ещё тысячи и тысячи комсомольцев, квалифицированные специалисты и рабочие.
…По-разному у нас относятся к БАМу, строительство которого продолжалось до экономического кризиса конца «нулевых» годов. (Позже некоторые проекты вновь ожили). Например, Станислав Говорухин назвал БАМ «вечностроем», считает, что он искалечил немало судеб. Егор Гайдар сказал, что этот романтический проект, подкреплённый мощью советской пропаганды, оказался экономически бессмысленным. Неудивительно: из 9 планируемых комплексов-гигантов удалось создать только один – Южно-Якутский угольный.
Но, несмотря на нерентабельность, магистраль дала толчок для развития ряда производств, играет геополитическую роль, «слив стальными стежками» необъятное, ранее не освоенное пространство. В 2014 году, в год 40-летия со времени принятия решения о сооружении дороги, руководство страны отметило, что это был нужный проект, который будет развиваться и дальше.
Владимир Богатов тоже уверен, что его армейская служба не прошла даром. Наоборот, говорит, что ему здорово повезло, потому что он оказался в начале 80-х на переднем крае жизни страны. Любит песню со словами: «Дорога железная, как ниточка, тянется, а всё, что построили, то людям останется». О тех двух годах он не раз рассказывал родным, друзьям, потом жене, дочкам, на комсомольских собраниях на предприятиях города (кстати, несколько лет проработал в РК ВЛКСМ). Сейчас рассказывает внукам. После окончания службы получил медаль «За строительство БАМа».

Галина ТЮЛИНА
Фото из архива
Владимира Богатова

 

Поделитесь статьей если она была Вам интересной:

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS